Примерные тестовые задания экзамена

Наименование оценочного средства

а) типовые задания: Пример диагностической задачи по дисциплине «Психопатология детского возраста». Костя, семь лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в развитии: голову держал в 4 месяца, сидеть научился в 9 месяцев, ходить в 1 год и 5 месяцев. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь к 4 годам. В детском саду программу не усваивал, к настоящему моменту знает отдельные буквы и цифры от 0 до 10. При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками. Объем внимания недостаточен, работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Доступны простые обобщения, более сложные – невозможны. Запас знаний недостаточен. Не знает имени и профессий родителей, своего домашнего адреса. Рисунок человека на уровне головонога, счет недоступен. Реакции на помощь и поощрение отсутствуют. Критичность к достижениям не развита, самооценка не сформирована. Вопросы: Какой тип нарушения присутствует в данном случае? К какому специалисту необходимо направить ребенка? Возможно ли обучение в обычной школе?

Примерные тестовые задания экзамена

1. Недоразвитие отдельных психических функций и форм познавательной деятельности - речи, счетных операций, пространственной ориентации можно отнести:

а) к общей (тотальной) ретардации;

б) к асинхронии психического развития;

в) к дизонтогенезу по типу парциальной ретардации;

г) верно а) и б);

д) неверно все перечисленное.

2. Олигофрения является выражением:

а) парциальной психической ретардации;

б) тотальной психической ретардации;

в) асинхронии психического развития;

г) регресса психических функции;

д) верно а) и в).

3. Наиболее вероятной динамикой проявлений невропатии при усилении психических, в особенности личностных, компонентов является формирование:

а) психопатии возбудимого типа;

б) органической психопатии;

в) истерической психопатии;

г) психопатии тормозного типа (астенической психопатии по П.Б. Ганнушкину);

д) верно а) и б).

4. Для синдрома Каннера наиболее характерны:

а) слабость эмоционального peагирования;

б) склонность к стереотипным движениям;

в) отсутствие потребности в контактах с окружающими;

г) боязнь всего нового (неофобия);

д) верно а) и б).

5. Отсутствие потребности вконтактах с окружающими при достаточном интеллектуальном уровне отмечается:



а) при синдроме Каннера;

б) при синдроме Аспергера;

в) при органическом варианте раннего детского аутизма;

г) верно все перечисленное;

д) неверно все перечисленное.

6. За маской гиперкинетического синдрома с повышенной активностью, говорливостью, приподнятым настроением у детей может скрываться:

а) гипомания;

б) субдепрессия;

в) гиперкомпенсаторные реакции;

г) бредовая настроенность;

д) верно б) и в).

7. Клинический вариант гиперкинетического (гипердинамического) синдрома с двигательной расторможенностью, неустойчивостью настроения, повышенной раздражительностью, церебрастеническими и неврозоподобиыми расстройствами у детей следует расценить как:

а) конституциональный вариант гиперкинетического синдрома;

б) энцефалопатический вариант гиперкинетического синдрома;

в) гиперкинетический синдром при детской шизофрении;

г) верно а) и в);

д) неверно все перечисленное.

8. Клинический вариант гиперкинетического (гипердинамического) синдрома, при котором двигательная расторможенность и повышенная отвлекаемость сочетаются с личностными особенностями истероидного круга у детей, следует расценить как:

а) конституциональный вариант гиперкинетического синдрома;

б) энцефалопатический вариант;

в) гиперкинетический синдром при шизофрении;

г) верно а) и в);

д) неверно все перечисленное.

9. Основным признаком отличия страхов сверхценного содержания от навязчивых страхов является:

а) содержание страхов отражает определенные объекты, вызвавшие недуг;

б) представления об устраняющих объектах доминируют в сознании;

в) ребенок убежден в обоснованности страхов и не пытается их преодолеть;

г) верно а) и в);

д) неверно все перечисленное.

10. Бредовый характер страхов помогает определить у ребенка следующий признак:

а) страхи возникают вне зависимости от психотравмирующей ситуации;

б) страхи обнаруживают склонность к постоянству;

в) страхи не корригируются;

г) бредовые страхи сочетаются с симптомами психотического уровня, например, с галлюцинациями;

д) имеют значение все перечисленные признаки.

11. Чрезмерное фантазирование со стремлением в фантазиях реализовать неосуществленные в жизни желания у детей и подростков с теми или иными физическими недостатками (слепотой, глухотой, поражениями опорно-двигательного аппарата, и т.п.) следует отнести:



а) к бредоподобным фантазиям;

б) к фантазии с навязчивыми идеями;

в) к сверхценным, гиперкомпенсаторным фантазиям;

г) ко всему перечисленному;

д) верно а) и б).

12. Сверхценный характер фантазий отличается следующими осо­бенностями:

а) преобладанием фантазий отвлеченного, познавательного характера (составление схем географических карт, планов, таблиц и т.п.);

б) чертами насильственности;

в) «аффективной заряженностью» в отношении определенной тематики;

г) верно а) и в);

д) неверно все перечисленное.

13. Основным признаком образного патологического фантазирования, соединенного с псевдогаллюцинированием, является:

а) яркие образные представления фантазий содержат чувственный компонент (визуализированные представления);

б) с течением болезни уменьшается произвольная деятельность мышления в процессе образного фантазирования;

в) образные фантазии приобретают элемент насильственности;

г) верно а) и б);

д) неверно все перечисленное.

14. Наиболее характерным признаком реактивных (ситуационных) уходов у детей является:

а) нарушение влечений;

б) аутистическая тенденция к одиночеству;

в) личностные реакции протеста;

г) верно а) и б);

д) неверно все перечисленное.

15. К основным признакам мутизма как реакции протеста у детей следует отнести:

а) наличие в основе мутизм, сверхценных переживаний (обида, ущемленное самолюбие и т. п.);

б) возникновение в связи с психической травмой;

в) сочетание с другими невротическими расстройствами;

г) верно все перечисленное;

д) неверно все перечисленное.

16. У девочки-подростка отказы от еды стали возникать как средство неосознанного избавления от психотравмирующей ситуации. В этом случае речь идет:

а) о декомпенсации психастенической психопатии;

б) о синдроме психической анорексии;

в) об аноректическом поведении в рамках истеро-неврогического расстройства;

г) о сверхценном дисморфс паническом реагировании;

д) об атипичной эндогеннс депрессии.

17. Состояние ребенка определяется высокой степенью истощаемости психических процессов наряду с повышенной раздражительностью, гиперестезией по отношению к физическим и психическим раздражителям; Его можно расценить как:

а) апато-абулический синдром;

б) депрессивный синдром;

в) астенический синдром;

г) деперсонализационное расстройство;

д) неверно все перечисленное.

18. Длительное (недели и более) расстройство настроения с подав­ленностью, грустью, жалобами на скуку, капризностью, плаксивостью, двигательной заторможенностью, снижением аппетита и нарушением сна, общим недомоганием, жалобами на боли в животе при отсутствии соматического заболевания следует расценивать как:

а) астенический синдром;

б) неврозоподобный синдром;

в) фобический синдром;

г) депрессивный синдром;

д) истерический синдром.

19. После перенесенного гриппа у ребенка появилось стойкое снижение настроения с эмоциональной слабостью, истощаемостью внимания, вегетативно-сосудистой лабильностью. Это состояние следует оценить как:

а) постинфекционную астению;

б) депрессию;

в) дистрофическое состояние;

г) проявление невроза;

д) неверно все перечисленное.

20. У ребенка раннего возраста повышенная возбудимость вегетативной нервной системы, сниженный аппетит, частые нарушения сна, пугливость, склонность к страхам. Указанное состояние следует расценить как:

а) астено-невротическое;

б) невропатию;

в) невроз испуга;

г), шизотипический дизонтогенез;

д) синдром Каннера.

21. Упорное стремление детей кусать ногти, сосать палец, выдергивать волосы, раздражать половые органы, раскачиваться перед сном с получением при этом определенного удовольствия или ослабления внутреннего напряжения следует характеризовать как:

а) ритуалы;

б) гиперкинезы;

в) патологические привычные действия;

г) тики;

д) импульсивные действия.

22. Двигательная расторможенность, непоседливость, общая возбудимость, неустойчивость внимания у детей характерны:

а) для неврозоподобного синдрома;

б) для гиперкинетического (гипердинамического) синдрома;

в) для психопатоподобного синдрома;

г) для кататонического синдрома;

д) для гебефренического синдрома.

23. У ребенка на несправедливое, по его мнению, отношение со стороны взрослых возникают реакции протеста. Их следует расценивать как:

а) психопатические реакции;

б) энцефалопатические (психопатоподобные) реакции;

в) патохарактерологические реакции;

г) симптом «стекла и дерева»;

д) симптом «фамильной ненависти».

24. Стойкое нелепое убеждение в плохом, недоброжелательном отношении к ребенку окружающих или определенных лиц, не подтверждаемое объективными сведениями, характеризуется как:

а) навязчивые идеи отношения;

б) сверхценные идеи отношения;

в) бредовые идеи отношения;

г) конфабуляции;

д) неверно все перечисленное.

25. У девочки 5 лет поведение стойко и длительно определяется приподнятым настроением, фантазией со стереотипным повторением сказочного сюжета, где ей принадлежит центральная роль. Она отождествляет себя с образом сестрицы Аленушки. Такое состояние следует расценить как:

а) сверхценные фантазии;

б) бредоподобные фантазии;

в) аффективно-бредовое состояние;

г) фантазии здорового ребенка;

д) навязчивые фантазии.

26. Депрессивное настроение у ребенка сопровождается тревогой, боязливостью, эпизодами страха с чувством угрозы, постороннего присутствия (придет старик, схватит Баба-Яга), утратой критики. Это состояние следует расценить как:

а) систематизированный бред;

б) образный бред;

в) бредоподобные фантазии;

г) аффективно-бредовое состояние;

д) проявление помрачения сознания.

27. У ребенка 9 лет без реальной основы возникла стойкая подозрительность и недоверчивость, которая не приобрела законченного сло­весного оформления. Такое состояние следует расценить как:

а) паранойяльный бред;

б) бредовую настроенность;

в) образный бред;

г) сверхценные идеи отношения;

д) аффективно-бредовое состояние.

28. У ребенка 12 лет стойкое и постоянное ложное убеждение в плохом к нему отношении конкретного лица с рядом логических доказательств. Это оценивается как:

а) фантастический бред;

б) образный бред;

в) систематизированный бред;

г) резидуальный бред;

д) бредоподобные фантазии.

29. Недоброжелательное отношение или даже ненависть к близким людям при отсутствии с их стороны отрицательного отношения к ребенку следует расценить как:

а) возрастные особенности здорового ребенка;

б) сверхценную антипатию;

в) бредовую антипатию к близким людям;

г) навязчивые идеи отношения;

д) патохаракгерологическое развитие.

30. У подростка на фоне пониженного настроения возникла стойкая убежденность в собственной обезображивающей чрезмерной физической полноте, возникло активное стремление к отказу от пищи. В этом случае имеет место:

а) бредовая психическая анорексия;

б) сверхценная психическая анорексия;

в) аффективно-бредовое состояние (бред в форме психической анорексии);

г) психологически понятная реакция в пубертатном возрасте здорового подростка с повышенным вниманием к своему физическому «Я»;

д) депрессивно-деперсоналлзационный синдром.

31. У подростка имеется своеобразное мировоззрение антагонизма, враждебности к людям вообще в плане идеи: «От людей добра не жди, верить никому нельзя». В этом случае формируется:

а) сверхценная идея отношения;

б) навязчивая идея;

в) бред отношения;

г) пубертатные особенности психики;

д) шизоидизация характера.

32. Подросток логически обосновывает неприязненное отношение к себе окружающих тем, что у него «отталкивающая внешность». Поведение определяется переживаниями больного. В этом случае имеет место:

а) идея отношения;

б) дисморфоманическая бредовая идея;

в) идея отношения, сочетающаяся с дисморфоманическими бредовыми идеями;

г) навязчивая дисморфофебическая идея;

д) шизоидизация характера.

33. Возбуждение ребенка выражается в бесцельной маятникообразной ходьбе от препятствия к препятствию, однообразном беге по кругу («манежный бег»), стереотипных подпрыгиваниях, выкриках бессмысленных звукосочетаний, повторений слов и действий окружающих. В этом случае имеет место:

а) возбуждение в структуре аффективных расстройств;

б) психопатоподобный синдром;

в) психомоторный пароксизм;

г) кататоническое возбуждение;

д) непароксизмальное помрачение сознания.

б) критерии оценивания компетенций (результатов)

1. тест:

«отлично» - от 85 % правильных ответов;

«хорошо» - от 70 до 84 % правильных ответов;

«удовлетворительно» - от 55 до 69 % правильных ответов;

«неудовлетворительно» - менее 55 % правильных ответов.

2. устный ответ:

-«отлично» - студент осознанно и логично раскрывает вопрос; показывает знание развития проблемы в истории отрасли науки; демонстрирует высокий уровень сформированности профессиональных компетенций; выделяет сущность и специфические особенности разработки и реализации проблемы в теории и практике; демонстрирует способность к интеграции знаний по проблеме, структурированию ответа, анализу существующих позиций в теории и практике; способен к адаптации знаний к условиям конкретной ситуации.

- «хорошо» - ответ студента менее глубок по содержанию, недостаточно обстоятелен, имеют место несущественные фактические ошибки, которые студент смог исправить самостоятельно; демонстрирует достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций; изложение материала построено недостаточно логично, убедительно и уверенно, студент не показывает способности к адаптации и интеграции знаний.

- «удовлетворительно» - программный материал студентом представлен схематично, допущены фактические ошибки; демонстрирует достаточный уровень сформированности профессиональных компетенций (частично отсутствуют необходимые умения, не знает и не владеет современными методами и технологиями); ответ носит исключительно репродуктивный характер; студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты; нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность; в ответе отсутствуют внутрипредметные и межпредметные связи.

- «неудовлетворительно» - в ответе студента допущены существенные фактические ошибки, которые не смог исправить; на большую часть дополнительных вопросов студент не ответил или дал неверный ответ.


3691667592593095.html
3691713480525168.html

3691667592593095.html
3691713480525168.html
    PR.RU™