Тема.11.1. Правовые основы обеспечения информационной безопасности России.  

Тема.11.1. Правовые основы обеспечения информационной безопасности России.

Информационная безопасность.

Обеспечение безопасности личности, государства, общества и в глобальном

информационном пространстве.

Ответственность в информационной сфере:

- уголовная;

- административная;

- дисциплинарная;

- гражданско-правовая.

В научной и публицистической литературе не раз обращалось внимание на отсутствие законодательства в области информационной

безопасности, в связи с чем в 1990 году была начата разработка концепции национальной безопасности под руководством академика

3 Данные вопросы призвано решать государство путем реализации информационной политики и обеспечения информационной безопасности.

неоднократно рассматривался на заседаниях Экспертного совета Комитета Государственной думы по безопасности. Авторская группа

включала ведущих специалистов в области юриспруденции, экономики, психоэкологии, психологии, техники и др.

Информационная безопасность Российской Федерации должна находиться под пристальным вниманием государства, в связи с чем

Президент Российской Федерации утвердил 9 сентября 2000 г. Доктрину информационной безопасности за № Пр_1895, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Информационная безопасность определена Доктриной как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации. обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии,

создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации использования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.



Доктрина информационной безопасности служит основой:

— для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

— подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения

информационной безопасности Российской Федерации;

— разработки целевых программ обеспечения информационной

безопасности Российской Федерации.

Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Построение системы обеспечения информационной безопасности и анализ ее эффективности, совершенствование и внедрение требует использования статистических данных и данных психологических исследований об особенностях современного социума.

Кроме того, немаловажное значение имеет умышленное манипулирование сознанием личности при помощи определенных средств и способов психологического воздействия, получивших широкое распространение в последнее время.

Подобные способы уже выходят из сферы профессионального психотерапевтического интереса, они все активнее используются современными СМИ, общественными и политическими организациями,

предпринимателями в конкурентной борьбе и, наконец, государством,

о чем уже было отмечено ранее (см. с. 65–70). Кроме того, информационно-психологические способы воздействия в последнее время все чаще стали использоваться для ведения так называемых «информационных войн», в которых информация, граничащая с дезинформацией, стала орудием в этой войне. Введение термина «информационная война» не отвечает юридическим требованиям, данный термин несет особую эмоциональную окраску, позволяющую привлечь повышенное общественное внимание к проблеме использование информации в деструктивных для человека, общества и конкретного государства целях.

«Информационной войной» стали называть любое распространение информации, которое характеризуется целенаправленностью, деструктивностью и полным подавлением моральных сил противника (лица, против которого направлена информационная кампания).



Авторы используют данный термин, акцентируя внимание на глобальных размерах данного вида информационных конфликтов, а также последствиях огромной разрушительной силы, к которым они могут привести.

Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, призванную отдать должное значимости и ценности информации в вопросах командования, управления и выполнения приказов вооруженным силам и реализации национальной политики. Информационная война использует все возможности и нацелена на факторы уязвимости, неизбежно возникающие в условиях возрастающей зависимости от информации. Объектом внимания становятся информационные системы (включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческий фактор этих систем), а также информационные технологии, используемые в системах вооружений. Информационная война имеет наступательные и

оборонительные составляющие, но начинается с целевого проектирования и разработки своей «архитектуры командования, управления, коммуникаций, компьютеров и разведки», обеспечивающей лицам, принимающим решения, ощутимое информационное превосходство во всевозможных конфликтах».1

«Информационные войны» ведутся уже давно, среди исторических примеров следует отметить следующие. Войска, к примеру, Чингисхана шли вслед за рассказами (слухами) об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух их противников.

В случае рекламного и пропагандистского воздействия под видом рациональных аргументов на человека обрушивается именно эмоциональная информация. К примеру, мебель рекламируется как символ успеха. Рационально данный аргумент не выдерживает критики, но он начинает действовать на уровне чувств,

поддерживаемый визуальной коммуникацией, куда введены другие

символы успеха в виде дорогой машины, виллы и т. д.

Приведенные примеры, несомненно, указывают на то, что «информационные войны» ведутся не только в информационной сфере, включающей информационные пространства мировых стран, но и

заняли свое место в информационном пространстве нашей страны.

Следует отметить, что «информационные войны» как разновидность

Информационно-правовых конфликтов требуют детального изучения

и выработки своих специфических способов профилактики и предотвращения, так как конечным объектом воздействия являются люди,

то ведение подобных «войн» явно нарушает все их законные информационные права.

Вопросы к коллоквиуму:

1.Отношения по обеспечению информационной безопасности

2. Национальная безопасность и информационная безопасность.

3. Правонарушения в информационной сфере.



3687106946984712.html
3687171136789188.html

3687106946984712.html
3687171136789188.html
    PR.RU™