VIII. О БОЖЕСТВЕННОЙ МОЛИТВЕ  

VIII. О БОЖЕСТВЕННОЙ МОЛИТВЕ

258. О спасительном именовании и призывании Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в поистине священной и боготворной молитве

259. О блаженных наших отцах патриархе Каллисте и Игнатии

260. Что такое священная молитва

261. О том, что христиане: лица священного сана, монахи и миряне – должны, по возможности, молиться о имени Иисуса Христа, по крайней мере, в определенное время

262. О том, что, кроме литургии, в Церкви бывает семь суточных хвалений

263. Почему существует семь хвалений

264. Почему пение на дни святых и священные праздники мы начинаем с вечера

265. О том, что Божественная литургия есть служба особенная, Самим Спасителем вверенная священникам, и не сливается с другими молениями, и не причисляется к ним

266. О соблюдении так называемого хвалебного последования

267. Об Иерусалимском уставе

268. О Полунощнице и о том, для чего ударяют в доску

269. Что означает, при отсутствии священника, читаемое в начале «молитвами святых отец наших»

270. О пятидесятом псалме

271. О псалмах Непорочного

272. Почему и утром и вечером читается «Символ веры»

273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам

274. О девяти песнях канонов

275. О песнопениях, произносимых сидя

276. О кондаке и икосе

277. О екзапостиларии, хвалитех и великом славословии

278. О «Трисвятой» песни

279. Что означают в «Трисвятом» слова «Святый, Святый, Святый» и прочее

280. Что означают слова «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас»

281. О Петре Кнафее

282. Когда читается «Трисвятое»

283. О песни «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и о том, кем она составлена

284. Краткое толкование священнейшей молитвы «Отче наш»

285. Почему во всех молитвах и прежде всякой молитвы мы испрашиваем у Бога милости.

286. Что значит «премудрость, вонмем» и «премудрость, прости»

287. О молитве отпуста

288. О первом часе

289. Почему на каждом часе и на других последованиях полагается сорок раз возглашать «Господи, помилуй»

290. О следующих часах: третьем, шестом и девятом, вместе с первым

291. О псалмах третьего, шестого и девятого часа

292. О том, что все последования, по чиноположению, совершаются в три периода времени: и в честь Троицы, и для предупреждения нашей лености

293. О последовании так называемых изобразительных

294. Краткое толкование «заповедей блаженств» Спасителя

295. О вечерне и о том, что преимущественно три службы начинаются у престола и у него заканчиваются: утреня, Божественная литургия и вечерня

296. О том, что три первые псалма Псалтири относятся преимущественно к Господу



297. Что означают вечерний вход, преклонение иерея и поднятие им главы, а также восхождение к алтарю и вход

298. Для чего вечерний вход бывает торжественнее в субботу и прочие Господские праздники, и в праздники святых

299. Что означает вход утренний

300. О том, что и в монастырях в день недельный утренний вход совершается во образ Воскресения

301.Что означают дневные прокимны

302. О сугубой ектении и молитвах прошений, как о деле совершенно необходимом

303. О литии в притворе и о прочих молитвословиях вне храма

304. О последней молитве на литии

305. Для чего светильники несут перед иереем

306. О так называемом благословении хлебов

307. О последовании повечерий

308. О том, что должно сохранять общие уставы

309. Начало постановлений и чиноположений так называемого песненного последования

310. О песненной вечерне

311. Что означает фимиам, в молчании распространяемый перед вечерней и утреней

312. О трех малых антифонах на песненной вечерне

313. О песненной утрени

314. О совершаемых в притворе молитвах, о бывающем там каждении и входе. О значении всего этого

315. О пятидесятом псалме

316. О третьешестом часе в посты и о литургии Преждеосвященных Даров

317. Почему литании совершаются вне храма и для чего при их совершении носят кресты и святые иконы

318. Для чего на вечерне во время паремий возжигаются светильники и что значат слова свет Христов просвещает всех

319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров

320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы

321. О возносимом святом хлебе Панагии

322. О благочинии при трапезе братий и о молитвах

323. О возношении хлеба Пресвятой (Панагии).

О кончине нашей, и о священном чине погребения, и о совершаемых по обычаю поминовениях

324. О частом приобщении страшных Тайн как деле для всех особенно полезном

325. О погребении архиереев и иереев, а также монахов и мирян

326. Для чего на останки усопшего полагается святая икона

327. Для чего, когда усопших несут в храм, поётся «Трисвятая» песнь



328. Об усыпальницах и как погребаются в них останки

329. О тех, которые действуют беспорядочно и смешивают все в своих действиях, и о том, что это очень опасно

330. О бесчинно входящих в алтарь неосвящённых лицах и о чине погребения усопших

331. Что означает целование, которое мы даем умершим

332. Что означают слова вечная память, которые поются в конце погребения

333. Почему за усопших полагается только двенадцать поклонов

334. О том, что священнейшее жертвоприношение благотворнее всего для усопших

335. О коливе, приносимом за усопшего

336. Для чего совершаются третины, девятины, сороковины и прочие поминовения

337. Для чего ежегодно совершаем мы поминовение отшедших

Предисловие

Книга святителя Симеона Солунского объяс­няет символику и смысл совершаемых в храме таинств и других священнодействий. В ней также подробно рассматриваются различные стороны (аспекты) храмовой жизни, правила поведения верующих в Церкви и совершения богослуже­ний, даются ответы на многие насущные вопро­сы, касающиеся священнослужения, на основе Священного Предания. Книга рассчитана на всех, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие.

Святитель Симеон, архиепископ Солун­ский (XIV – 1429) – знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен зака­та Византийской Империи. В сане архиепи­скопа (1416/1417–1429) он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защит­ник религиозной и политической незави­симости своей паствы: благодаря его усили­ям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторич­ным приступом лишь после смерти святого Симеона.

Будущий святитель родился в Константи­нополе. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в ма­лой келии, возможно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к кото­рым он был очень близок. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по пред­положению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.

В конце 1416 или начале 1417 года Си­меон был рукоположен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяж­ким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спас­ся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального го­рода.

Его справедливость и забота о бедных стя­жала святителю Симеону всенародное при­знание уже при жизни, так что даже иновер­ные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святи­теле и его дух жили во множестве его выда­ющихся трудов. Его официальное прослав­ление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата.

Святитель Симеон – автор множества раз­нообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматиче­ские, апологетические, моральные, исто­рические и политические темы. Во всех работах он был пламенным защитником Православия – характерной для него являет­ся фраза: «Истинное благо для людей – быть Православными, а если не быть, то лучше умереть.» Святитель признан величайшим визан­тийским литургистом. Он наиболее знаме­нит своим массивным трудом Диалог про­тив Ересей и о Единственно-Истинной Нашей Христианской Вере, а Также о Священных Обрядах и Таинствах Церкви, который счи­тается классическим. Вместе с некоторы­ми его другими работами, он был впервые опубликован патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году и переведён на новогреческий в 1791 году и на русский в 1856–1857 году, а затем воспроизведён у Миня в его Patrologia Graeca.

Как экзегет богослужения, святитель при­держивался преимущественно мистическо­го толкования, следуя, главным образом, Дионисию Ареопагиту. Сочинения свято­го Симеона очень ценятся исследователями православного богослужения;

Память святителя Симеона отмечается 15 сентября.


3686405878184734.html
3686433960047444.html

3686405878184734.html
3686433960047444.html
    PR.RU™