Подготовка к самостоятельным занятиям  

Подготовка к самостоятельным занятиям

Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать навыки и умения, не ограничиваясь содержанием учебного материала программы. Прежде всего учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий.Это, во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств.Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, ими и заканчивается каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно ходить и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания в упражнениях, навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами. Это прежде всего подтягивание в висе, перевороты в упор, лазание по канату и шесту[1].Подготовка учащихся к самостоятельным занятиям должна начинаться с четкого, немногословного инструктирования школьников о цели и задачах конкретных самостоятельных занятий, постепенного вооружения знаниями о системе самотренировок, привития необходимости технических и организационных навыков. С первых же занятий нужно требовать от учащихся соблюдения дозировки времени и нагрузки.Другим важным моментом является выработка у ребят простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку. Но задача формирования у школьников навыков и умений самостоятельных занятий не будет эффективно решена, если ориентировать ребят только на результат их деятельности. Важно, чтобы учитель с помощью оценок, различных видов морального поощрения переводил школьников с ориентации только на результат к ориентации на процесс, способ деятельности.Чтобы самостоятельно выполнить упражнения, например утреннюю гимнастику, или развивать физические качества, ученик должен уметь контролировать свои движения. Это представляет определенную трудность: при отсутствии внешнего контроля, оценки он должен руководствоваться своими ощущениями, главным образом мышечным чувством, которое Сеченов недаром называл «темным мышечным чувством». Если ребят специально не учить этому, они испытывают большие затруднения при различении пространственных, временных и динамических параметров движения.Прежде всего следует обращать внимание учащихся на оценку таких положений, т. е. когда ученик выполнил упражнение, учитель не должен спешить сам оценивать правильность выполнения, следует попросить сделать это ученика (тем самым сосредоточить внимание на этом вопросе).Важно не только обучать учащихся воспроизведению каких-либо движений самостоятельно, но и знакомить их с основными положениями, правилами самостоятельных занятий. Только тогда учащиеся в соответствии с теми условиями, в которых они будут заниматься, смогут правильно подобрать упражнения, спланировать свои знания.К методам и приемам, способствующим формированию привычки у школьников регулярно заниматься физическими упражнениями, относятся, в частности, методы убеждения – беседы, лекции, информации, объяснения и т. п. Применяя эти методы, учитель формирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта.



Беседа, например, может выполнять и образовательную, и воспитательную функции, когда ученик получает определенную информацию, пополняет свои знания, знакомится с теми или иными требованиями.

2. Упражнения, рекомендованные для домашнего задания

Вводить домашние задания в учебный процесс нужно постепенно. Вначале учащимся предлагают подготовить простейший комплекс утрен- ней зарядки, физкультурной паузы, выучить упражнения со скакалкой или другим предметом, систематически проделывать ряд упражнений для развития силы мышц верхнего плечевого пояса, брюшного пресса и т.п.Имеет смысл введение в домашнее задание рекомендаций по недельному двигательному режиму.Нецелесообразно давать какие-либо обширные устные или сложные письменные задания по физической культуре на дом, учитывая, что учащиеся достаточно загружены подобными заданиями по другим предметам.Вместе с тем школьники всегда должны иметь возможность по- лучить дополнительную консультацию учителя по выполнению домашних заданий.Этому способствуют уголки физической культуры, в которых могут размещаться фотомонтажи; списки рекомендуемой литературы по вопросам физического воспитания, имеющейся в кабинете физкультуры или библиотеке; кинограммы выполнения отдельных упражнений; информация о методиках проведения занятий, их дозировке; необходимой спортивной экипировке и т.д.Содержанием домашнего задания должны быть общеразвивающие упражнения типа зарядки:



1. Упражнения для развития мышц ног и умения быстро бегать:

Различного вида ходьба,Беговые упражнения,

2. Упражнения для развития мышц рук и ручной ловкости:

Упражнения с мячом: передачи мяча с партнёром или со стеной в различных направлениях и из различных положений, ведение мяча,Метания малого мяча: подбрасывания, жонглирование (малый мяч нужно держать только пальцами, не допуская касания ладони).

3. Упражнения со скакалкой:Прыжки с промежуточными подскоками,Прыжки без промежуточных подскоков,Прыжки назад,Прыжки с продвижением в стороны.Следующий тематический блок упражнений для выполнения дома – это упражнения на развитие ориентировки в пространстве:Повороты налево и направо переступанием и прыжком,Поворот кругом на 180,Прыжки в длину с места на точно обозначенное место или расстояние,Определение расстояния (на глаз) до предметов и объектов с последующим измерением их шагами или длинной стопы,Определение высоты стола, жерди и т.д.,Определение расстояния, которое пролетел мяч, и др. подобные упражнения.К упражнениям на равновесие относятся следующие:Равновесие (2-4 сек.), стоя на одной ноге, другую ногу вперёд (назад, в сторону), руки на пояс (в сторону, за голову).Ходьба по линиям обычным шагом, высоко поднимая бедро, на носках. То же, с закрытыми глазами, боком, с различным положением рук.Подобные упражнения с мячом (подбрасывание и ловля).Подобные упражнения на повышенной опоре или более узкой (скамейка, доска, бревно).Развитие силы у школьников осуществляется путём выполнения общеразвивающих упражнений, лазания по наклонным плоскостям и стенке и т.д. Воздействие на мышцы увеличивается, если эти упражнения выполняются с предметами или отягощениями[2].Для самостоятельных занятий детям можно предлагать следующие характерные общеразвивающие упражнения:

Поднимание рук в стороны (с отягощением)Сгибание рук (с отягощением),Приседания,Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа,Поднимание туловища из положения лёжа,Подскоки, прыжки (на возвышение или в глубину),Для развития силы и ловкости рук и плечевого пояса у детей среднего школьного возраста применяют упражнения в лазании, перелезании и переползании, лазание можно выполнять по гимнастической стенке (лестнице, удобному забору), по наклонным гимнастическим скамейкам, по канату с узлами, по нестандартным снарядам на спортплощадках. Примеры характерных упражнений на наклонной гимнастической скамейке, стенке:Лазание в упоре на коленях произвольным способом,Лазание в упоре, присев,Влезть по стенке, перелезть на скамейку и спуститься,Подтягивание по скамейке, лежа на животе,Лазание по канатуМногие из вышеперечисленных упражнений в лазании являются подготовительными для освоения лазания по канату. Основными упражнениями для развития выносливости в средних классах являются продолжительная ходьба в умеренном темпе, спокойный бег и передвижение на лыжах.Хорошим средством развития выносливости являются подвижные игры с продолжительным бегом.


3684817909841281.html
3684865845824425.html

3684817909841281.html
3684865845824425.html
    PR.RU™